Автор: Алла Танклаева. Преподает языки с 2015 года
Редактор: Елена Милославская. Работает с текстами с 2006 года
Блок «Говорение» – обычно самая последняя и для многих самая сложная часть экзамена. Можно хорошо понимать прочитанные тексты, неплохо писать, но иметь сложности с воспроизведением даже небольшой устной речи. Причина обычно в том, что устная речь – всегда в большей или меньшей степени импровизация. Нужно одновременно думать о смысле сказанного, следить за верным построением фраз и т.д. – и все это непосредственно в процессе речи. В данной статье мы рассмотрим, какие задания могут встретиться вам на разговорной части экзамена и как подготовиться к их успешному выполнению.
А в других статьях вы найдете общие описания международных экзаменов и советы по подготовке к другим блокам.
Билеты по заранее подготовленным темам
Если вы сдаете экзамен в школе, колледже или университете, то, скорее всего, заранее получите ряд тем, с которыми будете работать на протяжении определенного учебного времени. В таких случаях на самом экзамене обычно нужно вытянуть билет и рассказать подготовленный текст-монолог или разыграть диалог с партнером, а также ответить на вопросы экзаменаторов.
Для того чтобы хорошо подготовиться к заданиям данного типа, нужно:
- составить к билетам тексты, один из которых вы воспроизведете во время экзамена,
- изучить различные слова и выражения по каждой теме. Это позволит ответить на вопросы экзаменаторов, обсудить с ними проблемы, поднимаемые в тексте, и т.д.
Для подготовки к такого рода заданиям советуем в основном использовать материалы, которые вы изучали вместе с преподавателем. Дополнительные можно брать по мере необходимости или если перед вами поставили конкретную задачу – не использовать собственные учебники (что случается, но очень редко).
Одна из самых распространенных ошибок при подготовке к данным заданиям – заучивание темы как «стихотворения». Если вы не можете отклониться от текста или продолжить рассказ, после того как вас прервали (к примеру, вопросом), велика вероятность, что вы не получите высокий балл, даже если вызубрите все наизусть. Для экзаменатора главное – ваше умение «поговорить» на заданную тему (обсудить ее, осветить достоинства и недостатки, проблемы и особенности, ответить на вопросы и т.д.). Ваша способность заучивать тексты оцениваться не будет.
Задания без предварительно подготовленных тем
Распространен и другой тип заданий – не предполагающий предварительного знакомства с темами. Готовиться к ним, конечно, намного сложнее, а основная цель таких заданий – оценить умение говорить спонтанно. Вы наверняка столкнетесь с ними, если решите сдавать международный экзамен по иностранному языку.
Не стоит думать, что если темы заранее неизвестны, то и готовиться не нужно. Напротив, это очень важно! Следуйте, например, такому алгоритму:
1. Определите возможную структуру задания и подготовьте соответствующие шаблоны
Даже если вы не знаете точную формулировку задания, обратите внимание на его структуру и тип, потому что они обычно не меняются. Зная их, вы сможете подготовить соответствующие шаблоны и клише, в которые на экзамене «встроите» информацию непосредственно из задания. Фактически подготовка клише и шаблонов – 50% от работы над заданием по блоку «Говорение».
Рассмотрим этот процесс на примерах. Скажем, в TestDaf (международный экзамен по немецкому языку) первое задание по говорению подразумевает ситуацию, как будто вы звоните в указанную организацию и уточняете информацию. Организация и тип информации будут меняться, но структура задания остается неизменной. Необходимо с ней ознакомиться и понять, как она может видоизменяться в зависимости от конкретного задания. В этом помогут прошлые варианты экзамена и материалы для подготовки.
В международном экзамене по английскому языку TOEFL, в задании Independent Speaking (неинтегрированный вопрос, то есть вопрос, не предполагающий дополнительного письменного или устного материала для ответа) встречается несколько типов структуры:
А) ваше личное мнение по поводу некоего высказывания
В задании нужно согласиться либо не согласиться с предложенным утверждением, например: «Высшее образование необходимо для успешной карьеры». Ваш ответ будет строиться по схеме:
- Я согласен / не согласен с тем, что… по двум/трем причинам…
- Первая причина заключается в том, что…
- Вторая причина…
- Более того…
- И если успеваете по времени, то несколько фраз в заключение: Именно поэтому я согласен / не согласен с тем, что…
B) обоснованный выбор одного из двух предложенных вариантов
Например, «Что бы вы предпочли: больше зарабатывать или заниматься любимым делом?». Вы выбираете один из вариантов и объясняете почему. Схема ответа схожа со схемой выше, но с некоторыми изменениями. Скажем, первое предложение будет «Что касается меня, то я бы предпочел…». Далее также два-три аргумента с коротким заключением.
C) рассказать о преимуществах и недостатках
Этот вариант считается более сложным, чем предыдущие два, так как вам необходимо представить как плюсы, так и минусы ситуации. Подобные задания могут быть сформулированы следующим образом: «Назовите недостатки и преимущества работы онлайн» или «Нужно ли выполнять студентам домашнюю работу? Назовите недостатки и преимущества» и т.д. Свой ответ вы можете начать с высказывания: «Существуют свои преимущества и недостатки в том, чтобы…», затем, как и в прошлых случаях, приведите аргументы и примеры.
Также к разделу «Говорение» относятся вопросы в интегрированных заданиях. Они предполагают «комбинированное употребление» различных навыков – например, нужно прочитать текст, прослушать аудиозапись и после этого обсудить тему. Такие задания по праву признаются одними из самых сложных. Для того чтобы успешно их выполнить, необходимо понимать прочитанный/прослушанный текст, а также уметь высказывать свое мнение или описывать мнение говорящего.
2. Как можно больше тренируйтесь
После того, как вы познакомились с предполагаемыми заданиями, составили и заучили клише/шаблоны, необходимо тренироваться на конкретных примерах. Если экзамен международный, этот этап работы облегчается тем, что существует большое количество материалов (как платных, так и в открытом доступе), с помощью которых вы сможете отрабатывать самые различные варианты возможных заданий.
Официальные учебники конкретных экзаменов гарантируют актуальную и проверенную информацию для подготовки. Если вы решите приобрести такие материалы, советуем покупать их на официальных сайтах. Другие источники могут предоставлять схожий материал, но он может отличаться, например, уровнем сложности. При этом не имеет смысла выполнять задания легче оригинального варианта, разве только на самых начальных этапах.
Полезные советы, как говориться к блоку «Говорение»
В заключение несколько полезных советов по подготовке к блоку устных ответов:
Если вам сложно сразу говорить – пишите
Если вы чувствуете, что пока вам трудно сразу устно отвечать на задание, сначала напишите текст, выучите его и перескажите. Чем больше таких текстов вы составите, тем легче вам будет впоследствии говорить спонтанно.
Больше читайте вслух
Вы никогда не будете говорить на иностранном языке лучше, чем читаете, поэтому произносите вслух как можно больше иностранных текстов. Чем больше вы читаете вслух, тем лучше у вас произношение, а это один из критериев оценивания блока «Говорение».
Почитайте также наши рекомендации, как улучшить произношение
Записывайте себя на диктофон
Записывая свою речь, вы сможете следить за своим прогрессом. Кроме того, это поможет отточить произношение. Сохраняйте записи и сравнивайте их с речью носителей языка.
Разговаривайте с носителями языка
Сегодня общение с носителями доступно практически каждому, у кого есть выход в глобальную Сеть. Существует множество сайтов и платформ, где можно найти собеседника на том иностранном языке, который вы изучаете.
Учитесь отвечать по сути – конкретно на заданные вопросы
Многие сдающие экзамен получают не слишком высокий балл за блок «Говорение» только потому, что их ответы недостаточно четкие и конкретные. То есть студент может говорить долго и затрагивать различные темы, но на сам вопрос так и не ответить. Старайтесь придерживаться формулировки вопроса и откажитесь от пространных вступлений.
Употребляйте только те слова и грамматические конструкции, которые вам хорошо известны
Конечно, употребление непростых слов и сложных конструкций высоко оценивается комиссией, но если вы не уверены, что выразите свою мысль корректно, лучше воспользуйтесь тем, что вам хорошо знакомо. Так вы заработаете больше баллов, чем если наделаете ошибок.
Учитывайте время при подготовке
Отслеживать время необходимо на самом последнем этапе подготовки. Однако, если вы опустите этот пункт и не будете иметь представление о том, сколько примерно должно длиться ваше выступление, то можете не заработать ожидаемое количество баллов. Соответственно, узнайте, каким по продолжительности должен быть ваш монолог, и готовьтесь сообразно данному времени.
И главное – начинайте готовиться заранее и планируйте занятия так, чтобы они были регулярными. Успехов!