Метод интервальных повторений Пимслера и эксперимент Эббингауза

Существует ли способ быстрее запоминать слова, грамматические правила и иной материал? И даже больше – можно ли навсегда зафиксировать в памяти желаемую информацию? Ученые Герман Эббингауз и Пол Пимслер в разное время изучали свойства памяти, и выводы на основе их работ свидетельствуют о том, что метод интервальных повторений позволяет тратить меньше времени на запоминание и делать весь процесс более эффективным. Так, если повторять информацию через определенные промежутки времени, ее будет сложно забыть.

Принцип работы методики интервальных повторений

Как известно, редко какое правило или слово запоминаются с первого раза, и чтобы они зафиксировались в памяти, важно повторять информацию, которую мы хотим запомнить.

Метод интервальных повторений - что это и как использоватьсяВ наш мозг постоянно поступает множество самых различных данных, и он находится в режиме постоянной фильтрации – на что можно вовсе не обращать внимания, что можно забыть практически сразу же, что нужно перенести в долговременную память и т.д. При заучивании нового материала вы создаете в мозгу новые нейронные связи, если эти связи не отработать, они очень быстро разрушатся. С другой стороны, по мере повторения и отработки они становятся крепче, а следовательно, материал надолго сохраняется в памяти.

Чтобы информация перешла в долгосрочную память и осталась в ней, требуется время – время, в течение которого запоминаемое необходимо повторять. Доказано, что существуют условно идеальные моменты для повторения – перед тем, как вы забудете выученное. Если начать повторение раньше или позже этого момента, оно будет не таким эффективным. Мозг каждого человека индивидуален, поэтому интервалы могут варьироваться, но в их основе лежит научно доказанный механизм забывания.

Спэйсинг-эффект (от англ. space – пространство) – феномен, доказывающий, что информация запоминается лучше, если повторять ее через увеличивающиеся по нарастающей временные интервалы.

Эксперименты Эббингауза

Герман Эббингауз – немецкий психолог, занимавшийся экспериментальными исследованиями с 1880 по 1885 годы. Он хотел исследовать т. н. чистую память и понять, сколько информации человек способен запомнить, если во время обучения не будут задействованы процессы мышления (ассоциации, привязка к уже имеющимся знаниям и пр.).

Кривая забывания и эксперименты ЭббингаузаДля этого ученый использовал метод, свободный от ассоциаций: он заучивал придуманные бессмысленные слоги из трех букв с гласной посередине, для которых было сложно подобрать смысловую аналогию (пример – LUS, POK, NIM). Эббингауз подошел к задаче с присущими немцам пунктуальностью и тщательностью – он выписал все возможные сочетания букв и создал более 2 тысяч слогов, из которых наугад выбирал материал для эксперимента.

Сначала он пробовал запоминать музыкальные тона, стихотворные строки и числа, но в конце концов остановился на слогах из-за простоты воспроизведения и отсутствия ассоциативных связей. Эббингаузу было непросто отыскать словосочетания, не вызывающие ассоциаций, поскольку он свободно говорил на французском и английском языках, изучал греческий и латынь.

Психолог заучивал ряд из тринадцати слогов, пока не удавалось воспроизвести их по памяти дважды. Эббингауз тренировался таким образом больше года. Затем, чтобы доказать, что результаты не были случайностью, он повторил эксперимент по прошествии трех лет. Исследование проводилось в одно и то же время, чтобы на результат не оказали влияние случайные отвлекающие факторы.

Интервальные повторения Возняка или ЭббингаузаОказалось, что после успешного воспроизведения слогов по памяти они моментально забываются! По окончании сессии Эббингауз смог вспомнить только около 60% информации, к концу первого часа в памяти осталось лишь 40% материала, спустя 10 часов – 35%, а через месяц – 20%. Эти результаты он запечатлел на схеме «Кривая забывания».

Кривая забывания показывает, что скорость забывания данных обратно пропорциональна времени, прошедшему с момента заучивания. Тем не менее данная кривая не может быть состоятельной на 100%, потому что некоторые вещи мы запоминаем с первого раза и помним всю жизнь. Подробнее о том, как сделать запоминание более эффективным читайте в нашей статье.

Интересный момент: хотя Эббингаузу приписывают открытие методики интервальных повторений и кривой забывания, есть мнение, что все вышеперечисленное разработал польский исследователь Петр Возняк на основе работ немецкого ученого. Он же создал компьютерный алгоритм SuperMemo, построенный на принципе интервальных повторений. А Эббингауз хотел лишь проанализировать проявления памяти и изучал только механизм забывания.

Докопаться до истины непросто, но доподлинно известно, что:

  1. Эббингауз проводил исследования, посвященные скорости забывания.
  2. Хотя авторство кривой забывания приписывают Эббингаузу, оно может принадлежать и Петру Возняку. Вероятно, немецкий ученый сделал лишь первый набросок кривой.
  3. Автором методики интервальных повторений на основе исследований Эббингауза вполне может оказаться Петр Возняк.

Несмотря на то что Герман Эббингауз был единственным субъектом собственных исследований, его эксперименты очень показательны и в дальнейшем сыграли большую роль. Методика интервальных повторений успешно применяется по сей день для заучивания данных.

Режим повторений для эффективного запоминания

Если требуется выучить информацию на не очень долгий срок, но быстро:

  1. следует повторить материал сразу после окончания чтения;
  2. подождите 15–20 минут и снова повторите запоминаемую информацию;
  3. следующее повторение – через 6–8 часов;
  4. последний раз – освежите в памяти материал через сутки после предыдущего повторения.

Если вы хотите запомнить информацию надолго:

  1. повторите материал сразу же после прочтения;
  2. затем вернитесь к ней спустя полчаса;
  3. в третий раз повторите прочитанное спустя один день;
  4. в четвертый раз – через 2 или 3 недели;
  5. и последнее повторение – по прошествии 2 или 3 месяцев.

Наиболее благоприятный момент для запоминания – когда вы находитесь на условной «грани забывания». Если повторить материал до наступления «точки невозврата», то он останется в активном запасе, а если не успеть – то часть информации может забыться.

Как работает методика Пимслера

Пол Пимслер (Paul Pimsler) – лингвист, представивший общественности технику интервальных повторений в 1967 году. Ученый обратил внимание, что студенты забывают перевод иностранного слова буквально через несколько мгновений после того, как нашли его в словаре.

Тогда Пимслер создал график забывания на основе наблюдений за студентами и разработал систему для улучшения успеваемости.

Метод градуированных интервальных повторений Пимслера заключается в том, что материал нужно повторить 11 раз, следуя установленным промежуткам времени, нарастающим по длительности:

    Техника интервальных повторений Пимслера - периоды повторений

  • 5 секунд,
  • 25 секунд,
  • 2 минуты,
  • 10 минут,
  • 1 час,
  • 5 часов,
  • 1 день,
  • 5 дней,
  • 25 дней,
  • 4 месяца,
  • 2 года.

Если вы хотите надолго запомнить иностранные слова с помощью методики интервальных повторений, удобнее всего будет делать это с помощью системы Лейтнера – карточек, сгруппированных по разным темам. На одной стороне карточки следует написать слово на иностранном языке, а на другой – перевод. В идеальном варианте перевод должен быть без использования родного языка: определение на изучаемом языке, иллюстрации и т.д. Настоятельно рекомендуется включать в карточку контекст, примеры употреблений и пр. Более современный вариант – приложения на основе системы Лейтнера, в которых можно создавать собственные словари и напоминания, чтобы не пропустить плановое повторение.

Метод интервальных повторений можно использовать для запоминания не только иностранных слов, но и любого другого материала. Все современные обучающие методы основаны на повторении через увеличивающиеся интервалы времени.

Режимы повторения могут варьироваться по продолжительности и количеству подходов, но суть методики остается неизменной: мозгу нужны регулярные тренировки, чтобы запомнить информацию. Самый эффективный момент для этого – перед тем, как выученное вот-вот выветрится из головы. При длительном повторении информация перейдет в долговременную память, где будет храниться неограниченное время.

Посмотрите нашу статью, посвященную повторению материала, – в ней вы найдете другие полезные советы.

СЕЙЧАС ЧИТАЮТ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *