Как правильно повторять пройденное


Автор: Алла Танклаева. Преподает языки с 2015 года
Редактор: Елена Милославская. Работает с текстами с 2006 года

Изучение любого иностранного языка предполагает периодическое повторение уже пройденного материала. Если этого не делать, то слова и правила (даже те, которые, казалось бы, вы хорошо закрепили и сейчас прекрасно помните) просто уйдут на задворки памяти или вовсе забудутся. Повторение считается одним из базовых процессов в обучении языку, но, к сожалению, студенты и даже преподаватели часто не уделяют этой работе должного внимания. В данной статье мы поговорим о том, как правильно повторять слова и грамматические конструкции на иностранном языке, а также расскажем о некоторых наиболее эффективных методиках.

Общие правила повторения пройденного материала

Повторение – крайне важный процесс при изучении любого языка: английского, немецкого, китайского, французского, испанского и пр. Оно не даст забыть то, что вы уже прошли, позволит обобщить полученные знания и научиться их систематизировать. Повторять пройденное необходимо на протяжении всего обучения. И для того чтобы повторение давало положительный результат, необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Повторяйте изученный материал циклично
    Вы можете повторять пройденное в конце каждой лексической или грамматической темы, после каждого урока, в начале или конце недели и т.д. Главное – заниматься этим постоянно, соблюдая определенную последовательность. Некоторые методики мы опишем подробнее чуть ниже.
  2. Роль повторения в изучении иностранных языковИспользуйте разные упражнения и их виды
    При повторении лексического или грамматического материала старайтесь не использовать те упражнения, которые вы уже когда-то выполняли. Разнообразьте занятия новыми заданиями и используйте при их выполнении уже знакомую лексику и грамматику. Это поможет, с одной стороны, закрепить пройденное, а с другой – развить новые навыки и компетенции.
  3. Учитывайте личные психологические особенности
    В данном случае речь идет конкретно о вашей способности запоминать. Как известно, у кого-то лучше развита зрительная память, у других – слуховая и т.д. Существуют различные методики для запоминания, и целесообразно выбрать ту, которая подходит лично вам – с учетом ваших индивидуальных способностей и особенностей памяти.
  4. Старайтесь не допускать ошибок при повторении
    Контроль (со стороны преподавателя или самоконтроль) играет важную роль при повторении. Всегда есть вероятность того, что вы можете заучить материал с ошибками. А как известно, переучить что-либо всегда сложнее, чем выучить.

Некоторые эффективные методики повторения

Для успешного изучения иностранного языка необходимо не только придерживаться правил по повторению, но и опираться на определенную методику, предполагающую строгую последовательность и периодичность. На сегодняшний день таких методик разработано достаточно много, приведем несколько наиболее популярных.

Метод интервальных повторений Пимслера

Этот метод разработан лингвистом Полом Пимслером в 1967 году и основан на особой технике, которая предполагает повторение изученного материала через определенные интервалы, что и предопределило его название. Ученый заметил, что иностранные слова могут забываться практически сразу после их запоминания или же через некоторые промежутки времени (5 секунд, 25 секунд, 2 минуты и т.д.). Соответственно, запоминаемое необходимо повторить до того, как оно «сотрется» из памяти, то есть до окончания указанного интервала.

Метод особенно удобен для изучения иностранных слов (фраз) и предполагает 11 повторений – выучить и повторить:

Правила повторения в иностранном языке - слова

  1. 5 секунд,
  2. 25 секунд,
  3. 2 минуты,
  4. 10 минут,
  5. 1 час,
  6. 5 часов,
  7. 1 день,
  8. 5 дней,
  9. 25 дней,
  10. 4 месяца,
  11. 2 года.

Чтобы не путаться с очередностью, можно, например, записывать даты следующего повторения прямо на карточке или в словаре. Если вы используете карточки, их можно складывать в специальные файлы или коробки с отмеченными датами.

Методику интервальных повторений использует ряд приложений, таких как Mnemosyne, Tinycards, Flashcards+, Quizlet, Anki, Supermemo. Они дают возможность создавать словарные карточки, тренировать изучаемые слова, настраивать интервалы для повторения, а также контролировать «успеваемость».

Метод интервальных повторений Эббингауза

Еще один метод интервальных повторений – метод немецкого психолога Германа Эббингауза. По своей сути данная методика схожа с методом Пимслера, но отличается количеством и продолжительностью интервалов.

Герман Эббингауз (1850-1909) – психолог-экспериментатор, автор труда «О памяти», первым открыл «кривую забывания», которая и легла в основу метода интервальных повторений. И хотя данную методику часто называют методом Эббингауза, на самом деле точно неизвестно, кто ее автор. Возможно, Герман Эббингауз только создал кривую забывания, а развил его исследования и создал саму методику польский исследователь Петр Возняк.

Согласно этой методике, интервалов должно быть семь:

  1. повторение сразу после прочтения;
  2. через 30 минут;
  3. через три часа;
  4. через 24 часа;
  5. через 30 часов;
  6. через две недели;
  7. через два месяца.

Подробнее о методиках интервального повторения вы можете прочитать в нашей статье

Метод Лейтнера

Метод Лейтнера связан с изучением иностранных слов с помощью карточек. Для этого метода понадобятся карточки с уже написанными словами и их значением на обратной стороне, а также несколько коробок. Методы повторения словВы сами решаете, сколько коробок вам нужно, однако специалисты советуют использовать три: для сложных слов, для слов, в которых вы можете допустить ошибку, и для слов, которые вы хорошо знаете.

Слова, которые вы находите трудными для запоминания и которые вы разместите в первую коробку, необходимо повторять каждый день, из второй коробки – через день, а из третьей – раз в неделю. При этом по мере изучения карточки необходимо перекладывать из одной коробки в другую: из первой во вторую или из второй в третью. Если вы делаете ошибку при повторении слов из второй или третьей коробки, их нужно переложить обратно – в первую или вторую соответственно.

Метод активного повторения

Эту методику можно использовать для заучивания не только слов, но и грамматических правил и конструкций. Использование метода активного повторения предполагает, что материал уже выучен и повторяется для того, чтобы остаться в памяти на долгое время. А под повторением понимается не считывание информации с имеющегося источника, а многократное «припоминание» полученных сведений. Оно проходит в несколько этапов:

  1. Методики повторения грамматических правилКонтрольное припоминание. На этом этапе необходимо считать информацию, а потом воспроизвести ее в памяти и сравнить с первоисточником. Например, вы читаете правило и рассказываете его себе же или читаете текст с новыми словами и пересказываете.
  2. При выявлении неточностей, ошибок или пробелов необходимо повторить только ту часть информации, которую вы не запомнили или запомнили плохо. Повторять необходимо до того, пока вы не сможете на 100% верно воспроизвести информацию, которую хотите запомнить.
  3. После этого запоминаемое необходимо повторять, соблюдая следующую последовательность:
    • через час;
    • через 3-4 часа;
    • на следующий день.

 

Для того чтобы эффективно повторять пройденный материал, используйте любой метод, который подходит лично вам. Главное – постоянство и желание достигать поставленных целей.

СЕЙЧАС ЧИТАЮТ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *