Уровни владения иностранным языком

Как известно, знание иностранных (неродных) языков ранжируется по уровням. Соответственно, если вы изучаете язык для учебы за рубежом или работы в международной компании, вам необходимо доучиться до требуемого уровня (и, скорее всего, сдать соответствующий экзамен). Одна из самых известных систем оценки – европейская CEFR. В этой статье мы поговорим об уровнях этой системы, а также некоторых других – например, описание системы для английского и ее сопоставление с европейской смотрите в последней части статьи. Также мы подробно рассмотрим, что включает успешное освоение того или иного уровня.

Система оценки CEFR

В 90-е гг. ХХ века Советом Европы была выработана единая система оценки уровня владения неродным языком – Common European Framework of Reference, или CEFR. Главная задача, которая стояла перед ее разработчиками, – создание единой системы обучения и оценки иностранных (в частности европейских) языков. И этот проект можно считать успешным, так как уже с 2001 года, в соответствии с резолюцией Европейского Союза, рекомендуется использовать CEFR для создания национальных систем определения языкового уровня обучающихся.

Согласно европейским стандартам, знания, полученные при изучении языка, делятся на три основных блока:

  • А (Basic User) – элементарный уровень;
  • В (Independent User) – уровень самодостаточного владения;
  • С (Proficient User) – уровень свободного владения.

Каждый из вышеуказанных уровней делится на два подуровня. Ниже мы разберем каждый из них и рассмотрим, что умеют освоившие его студенты.

В статье «Сколько времени требуется на изучение языка?» мы говорим о том, сколько времени в среднем требуется на изучение вышеописанных уровней.

A – элементарный уровень

А1 (Breakthrough) – начальный уровень или уровень выживания

Уровень А1 – начальный, поэтому предполагает знание самых основных слов и фраз, которые помогут сориентироваться в языковой среде и получить необходимые сведения в какой-либо бытовой ситуации. Он предполагает:

  • Система оценки владения иностранным языковзнакомство со звукобуквенной системой языка (алфавитом и основными особенностями произношения);
  • освоение минимального лексического запаса (800-1200 слов*), с помощью которого можно коммуницировать на бытовые темы (например, «Моя семья», «Мое хобби», «Знакомство» и.т.д.);
  • знание элементарных грамматических правил, позволяющих составить несложные предложения и элементарные речевые обороты;
  • умение воспринимать на слух простейшие тексты (воспроизводимые в достаточно медленном темпе), при необходимости – способность принять участие в несложном диалоге;
  • способность прочесть и записать знакомые слова и выражения.

Количество слов, которые положено знать на каждом уровне, – величина приблизительная и разнится для разных языков.

А2 (Waystage) – предпороговый или базовый уровень.

Уровень A2 включает в себя:

  • понимание наиболее часто употребляемых фраз и выражений на иностранном языке;
  • увеличение словарного запаса примерно на 50% по отношению к предыдущему уровню, или примерно 1400-2200 слов;
  • умение применять на практике основные грамматические конструкции (базовый уровень владения грамматическим материалом);
  • восприятие на слух несложных и кратких информационных сообщений;
  • чтение простых текстов (например, небольших личных писем от друзей или знакомых), а также способность писать тексты подобного рода;
  • умение свободно поддержать диалог на тему, касающуюся сферы быта (работа, семья, досуг и т.д.).

Хоть уровень А2 и является базовым, но по его достижении вы сможете уже общаться с иностранцами на знакомые темы и при случае даже пошутить.

Иногда также выделяют уровень А0 (Starter), то есть уровень, на котором вы не понимаете язык на слух, не можете читать на нем (соответственно, и писать), а ваш словарный запас ограничивается максимум двумя-тремя словами.

B – уровень самодостаточного владения

В1 (Threshold) – пороговый или средний уровень

Уровень B1 предполагает возможность общения в бытовых ситуациях или успешную коммуникацию на знакомые вам темы. Однако несмотря на то, что В1 уже выходит за рамки базового уровня, обучающийся еще не может свободно общаться на иностранном языке наравне с носителями на работе или учебе.

Пороговый уровень характеризует:

  • Уровни владения языком - описанияпроизношение, приближенное к произношению носителя языка: полностью пройденный фонетический курс, предполагающий не только умение воспроизводить отдельные звуки и звукосочетания, но и расставлять правильно ударение и говорить (читать тексты) с адекватной интонацией, свойственной изучаемому языку;
  • увеличение словарного запаса на 50% по отношению к предыдущему уровню – для большинства языков речь идет о 2400-3000 слов;
  • углубление знаний по грамматике, изучение нестандартных конструкций;
  • знание основных правил словообразования и умение ими пользоваться;
  • умение поддержать разговор на любую тему, за исключением тех, которые предполагают знание терминологии и иной специфической лексики;
  • способность читать оригинальные тексты, просматривать фильмы и слушать радио на иностранном языке, улавливая общий смысл излагаемого;
  • умение выразить свое мнение устно и письменно.

В2 (Vantage) – пороговый продвинутый уровень

Уровень В2 предполагает уверенное владение языком и возможность использовать его в академической или профессиональной среде. Этого уровня вполне достаточно, чтобы стать, к примеру, сотрудником в международной компании.

Основные навыки, которыми владеет обучающийся, достигший порогового продвинутого уровня:

  • правильное произношение;
  • овладение полным грамматическим курсом;
  • владение достаточно большим лексическим запасом (от 3000 до 4000 слов);
  • знание и активное использование идиом, фразеологизмов и фразовых глаголов;
  • понимание сложных текстов разной тематики (включая узкоспециальные);
  • умение говорить в темпе носителя языка, без затруднений поддержать разговор, выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
  • чтение и понимание аутентичных текстов;
  • написание писем (делового и частного характера), эссе или сочинений.

С – уровень свободного владения

С1 (Effective Operational Proficiency) – уровень профессионального владения

С1 – высокий уровень владения языком, который позволяет не только свободно общаться с носителями языка, но и преподавать его в различных учебных заведениях.

Уровень профессионального владения предполагает:

  • Система оценки владения языком CEFRналичие небольшого акцента;
  • свободное владение грамматическим материалом и умение пользоваться в том числе для изменения смысловых оттенков;
  • лексический запас от 4000-4500 слов и выражений;
  • умение поддержать разговор на любую тему, свободно выражая при этом свои мысли и демонстрируя беглую речь;
  • способность без затруднений поддержать разговор на профессиональную тематику;
  • восприятие на слух сложных текстов и их понимание с первого прослушивания;
  • полное понимание аутентичных текстов;
  • написание текстов любой сложности (докладов, научных статей и т.д.).

С2 (Mastery) – владение языком в совершенстве

Уровень С2 – высший уровень владения иностранным языком. Он соответствует среднестатистическому уровню носителей. Владение языком в совершенстве предполагает возможность осуществления коммуникации без затруднений в любой языковой ситуации, а также:

  • практически полное отсутствие акцента;
  • понимание текстов любой сложности;
  • лексический запас от 4500 слов и более;
  • умение составить собственный сложный текст, опираясь на письменные или устные источники;
  • способность выражать мысли спонтанно, с высоким темпом речи;
  • умение выявлять скрытый смысл, заложенный в тексте;
  • способность не только понимать, но и интерпретировать сложные аутентичные тексты.

В статье «Сколько времени требуется на изучение языка?» мы говорим о том, сколько времени в среднем требуется на изучение вышеописанных уровней.

Для школьников система CEFR предполагает также деление стандартных уровней на плюсовые/минусовые подуровни, так как возраст может напрямую влиять на психологические процессы. Кроме того, высший уровень, которого предположительно должен достигнуть обучающийся в школе, это B2 (а не С2). Соответственно, для детей и подростков описанная выше система будет выглядеть следующим образом: А1-; А1; А1+; А2; А2+; В1-; В1; В1+; В2.

Какие еще системы используются?

У некоторых языков свои системы оценки знаний. Например, для китайского часто используется HSK. При этом глобализация и международная унификация диктуют свои условия, и с 2010 года уровни HSK (от HSK-1 до HSK-6) были приведены в соответствие с CEFR. Впрочем, летом 2020 года появилась новость, что Китай переходит на новый формат, и в скором времени в HSK будет 9 уровней:

  • Начальная ступень: HSK-1, HSK-2, HSK-3.
  • Средняя ступень: HSK-4, HSK-5, HSK-6.
  • Продвинутый уровень: HSK-7, HSK-8, HSK-9.

Система уровней английского языкаДля английского языка чаще всего используются британская система оценки, и она включает в себя 7 уровней владения, которые также можно сопоставить с CEFR:

  • Beginner – начальный уровень (A1);
  • Elementary – элементарный уровень (A2-);
  • Pre-Intermediate – элементарный уровень, ниже среднего, предпороговый (A2);
  • Intermediate – средний уровень (B1);
  • Upper-Intermediate – средне-продвинутый уровень (B2);
  • Advanced – продвинутый уровень (C1);
  • Proficiency – владение в совершенстве (C2).

Отдельные учебные заведения и даже преподаватели могут разрабатывать свои системы оценки и тестирования знаний иностранного языка, однако считается, что лучше использовать общепринятые метидики. Именно на них основываются международные издания, многие учебные материалы и пр.

СЕЙЧАС ЧИТАЮТ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *