Работа с фонетическими упражнениями: произношение, артикуляция, интонация


Автор: Алла Танклаева. Преподает языки с 2015 года
Редактор: Елена Милославская. Работает с текстами с 2006 года

Правильное произношение и правильная артикуляция – важные навыки в изучении иностранного языка. Хотите избежать ситуаций, в которых собеседник не смог разобрать, что именно вы пытаетесь ему сказать? Тогда работа с фонетическими упражнениями должна стать неотъемлемой частью ваших занятий. А мы расскажем, что именно и как вы можете тренировать.

Известно, что даже интонирование в разных языках порой несет разную смысловую нагрузку. Например, в английском большое значение имеет так называемая вежливая интонация. Это особый тип, который используется, когда вы хотите спросить о чем-либо или просите об одолжении. Попытка просто «перенести» знакомую схему интонирования с родного языка на иностранный не всегда эффективна. Скажем, в описанном выше примере просьбы русская интонация может быть воспринята как невежливое обращение.

Какие фонетические упражнения бывают? Теория

Фонетические упражнения на иностранном языкеПрежде чем переходить к практическим советам, рассмотрим, какие вообще фонетические упражнения могут встретиться вам в учебниках и специализированных пособиях/программах, рассчитанных на тренировку произношения и артикуляции. Помните, что для постановки правильной речи будут полезны все типы упражнений.

Итак, все фонетические упражнения можно поделить на две основные группы:

  • направленные на привыкание к иностранной речи. Выполняя задания данного типа, обучающиеся должны научиться воспринимать и дифференцировать отдельные звуки, слоги и слова;
  • направленные на правильное воспроизведение звуков, слогов и слов через подражание диктору, как правило, носителю языка (имитативный способ).

Упражнения и первой, и второй группы направлены на развитие слухо-произносительных навыков. Рассмотрим обе группы чуть ближе.

Упражнения на привыкание к иностранной речи

Такие задания достаточно однотипны. Они нацелены на развитие фонетического слуха, то есть помогают вам научиться различать похожие звуки и показывают разные виды интонирования. Во время выполнения таких упражнений вы либо воспринимаете текст на слух (без опоры на печатный текст), либо используете и печатный вариант тоже.

Возможные варианты упражнений:

  • Фонетические упражнения на иностранном языкеПрослушайте звукоряд. Отметьте, сколько раз диктор произнес звук [ θ ]? Сколько согласных и гласных звуков вы услышали?
  • Прослушайте несколько предложений. Какое из них повествовательное, а какое вопросительное? Как вы полагаете, какое из высказываний прозвучало как просьба? Как будет интонироваться такое предложение?

Упражнения на постановку правильного произношения

Упражнения данной группы помогут вам сформировать собственные произносительные навыки. Для этого необходимо не только как можно больше слушать, но и повторять, стараясь максимально подражать диктору. Сначала, как правило, повторяются отдельные звуки и слоги, затем слова и фразы. На следующем (завершающем) этапе проговариваются целые предложения и даже тексты.

Материал для отработки звуков в упражнении может выбираться:

  • Виды фонетических упражнений для правильного произношенияпо принципу аналогии. Например: «Произнесите: eins meine dein kein seine» (нем.яз.);
  • по принципу оппозиции. Например: «Прочитайте слова, обращая внимание на произношение буквы u»: rude – run, use – fun, student – but, institute – luck (англ.)». В первом слове в паре «u» дает звук [u:] или [ju:], а во втором – звук [ ʌ ];
  • как произвольная последовательность. Задания подобного типа считаются наиболее сложными и выполняются для отработки уже полученных навыков. Например: «Прочитайте следующий ряд слов: Marie, Chemie, alle, rechnet, Eigenschaft, malen, singen, ich, schon, Boot».

Также упражнения для формирования произносительных навыков могут подразделяться на задания «с опорой» и «без опоры» на текст. Например:

а) Без опоры на текст

  • Произнесите каждый воспроизводимый звук за диктором. Обратите особое внимание на звук…
  • Повторите слова за диктором. В каком слове вы услышали долгий гласный?

б) С опорой на текст

  • Прослушайте запись, затем прочтите предложения с такой же интонацией. Сделайте из повествовательных предложений вопросительные. Особое внимание уделите смене интонации.

Как работать над произношением и артикуляцией: практика

Для того чтобы повысить эффективность выполнения упражнений, описанных выше, можно использовать следующие методы отработки произношения.

Дриллинг

Дриллинг, или многократное повторение за диктором отдельных звуков, букв, буквосочетаний и т.д. Записывайте себя на диктофон и повторяйте до тех пор, пока не услышите, что ваше произношение отличается от произношения носителя языка только особенностями тембра вашего голоса.

Деление слова

Как работать над произношением - упражненияДеление актуально для длинных и сложных для произношения слов. В таком случае сначала вы читаете слово медленно, по частям, а затем наращиваете темп и произносите его с нормальной скоростью. Этот прием особенно полезен, например, тем, кто изучает немецкий язык. Не так просто сразу прочитать слово Bundesausbildungsförderungsgesetz или Dampfschiffahrtsgesellschaft.

Визуализация

Визуализация в фонетических упражнениях – использование транскрипции, схематичное изображение интонации в предложении, обозначение ударения, выделение слогов, ударных слов и синтагм и т.д.

Синтагма – часть предложения, возникающая при естественном членении речи.

Заучивание скороговорок, стихотворений, диалогов и т.д.

В качестве фонетической зарядки можно заучивать скороговорки, стихотворения, песни и т.д. Вашей главной целью при этом должна быть не только правильная, но и беглая речь. Для этого выделите 3 стадии работы:

  1. Советы по работе с упражнениямиРабота с диктофоном. Прежде всего научитесь правильно произносить (или читать) выбранный текст. Для этого прослушайте несколько раз, как его произносит диктор, затем повторяйте, одновременно записывая себя на диктофон. Так вам будет легче отследить, правильно ли вы произносите слова или насколько сильно ваш вариант отличается от оригинала (если отличается).
  2. Увеличение скорости произношения. Как только вы сможете достаточно хорошо и без ошибок читать выбранный текст в умеренном темпе, постепенно увеличивайте скорость прочтения.
  3. Заучивание. На последнем этапе выучите наизусть. Это поможет не только улучшить произношение, но и пополнить словарный запас.

Виды скороговорок для фонетической зарядки:

  • Диграф. Повторение слов в скороговорке, где две буквы дают один звук. Im dichten Fichtendickicht sind dicke Fichten wichtig
  • Стих. Ритмичность высказывания за счет одинаковых окончаний. Eine lange Schlange schlängelt sich um eine lange Stange.
  • Аллитерация. Все слова в скороговорке начинаются с одной и той же согласной буквы.

    Bäcker Braun bäckt braune Brezeln.
    Braune Brezeln bäckt Bäcker Braun.

  • Смешивание. Повторение слов, которые содержат две согласных буквы.

    Graben Grabengräber Gruben?
    Graben Grubengräber Gräben?

Также обратите внимание на наши статьи с советами по отработке звуков и тренировке правильной интонации

Если вы будете уделять хотя бы 10-15 минут для выполнения фонетических упражнений, то вы наверняка добьетесь хорошего результата. Успехов!

СЕЙЧАС ЧИТАЮТ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *