Возраст vs изучение иностранного языка

Существует широко распространенный миф о том, что быстро научиться говорить на иностранном языке могут только дети (и то, до определенного возраста – как правило, указывается планка в 7-8 лет). Взрослым же якобы на порядок сложнее овладеть языком, а пожилым – так и вовсе практически невозможно. Однако, как показывает преподавательский опыт, на самом деле этот только миф. Посмотрим, почему взрослым бывает легче овладеть иностранным языком и как соотносятся возраст и обучение.

Почему взрослым учить иностранные языки легче, чем детям?

В некоторых случаях взрослые обучаются быстрее, и овладеть иностранным им легче, чем детям. Для этого утверждения есть ряд причин, которые мы рассмотрим ниже. Но сначала подчеркнем: мы говорим о статистически обобщенных портретах студентов. В каждом конкретном случае многое зависит от самого ученика – как взрослого, так и ребенка: от того, насколько часто и усердно он занимается, насколько ему подходит выбранная методика и пр.

1. Взрослые владеют родным языком лучше, чем дети

Словарный запас у взрослых на порядок больше, и они знакомы хотя бы с основными грамматическими правилами, что значительно облегчает как их обучение, так и работу преподавателя. Например, ребенок не до конца понимает, Как возраст влияет на обучение языкамчто именно означают термины «подлежащее» и «сказуемое», поэтому им сложно объяснить, как из утвердительного предложения сделать вопросительное или что порядок слов в русском и иностранном предложении может не совпадать. Получается, что преподавателю необходимо сначала объяснить, что такое подлежащее и сказуемое, а потом уже учить, как составить вопросительное предложение на иностранном языке.

Особую сложность вызывают грамматические явления аналогов, которых нет в родном языке. Например, в русском нет артиклей, как в английском, немецком, французском и некоторых других языках. Объяснить ребенку, что это такое, зачем и в каких случаях их нужно использовать, – не самая легкая задача для преподавателя, а юному ученику понять такой материал, соответственно, сложнее, чем взрослому.

2. Взрослые умеют мыслить абстрактно и выстраивать причинно-следственные связи

Из-за того что детям сложнее мыслить абстрактно, им труднее использовать грамматические правила, которые представляют то или иное явление в языке в обобщенном виде. Дети с легкостью запомнят ряд примеров с новым грамматическим материалом, однако не смогут вовсе (или смогут, но с трудом) составить собственные на основании выученного правила. Впрочем, это зависит от конкретного ребенка.

3. Взрослые более мотивированы

Как правило, взрослые студенты имеют мотивацию и в своих занятиях нацелены на результат, Изучение иностранных языков - дети и взрослыечто дает им несомненное преимущество. 50% успеха – это заинтересованность обучающегося в том, что он изучает. Дети обычно слабее мотивированы, так как редко до конца осознают, для чего они изучают иностранный язык. Обычно – это желание их родителей, которые иногда даже не пытаются объяснить ребенку, почему ему это нужно.

4. Дети быстрее устают во время занятий

Взрослые могут достаточно долго результативно заниматься и удерживать внимание. Многих детей «хватает» не более чем на 20-30 минут. После они уже не способны воспринимать информацию в полном объеме.

5. Взрослые активнее практикуют полученные навыки

Для детей обучение иностранному языку обычно ограничивается занятиями в классе и выполнением домашнего задания. Обычно это связано или с низкой мотивацией, или с тем, что у детей много других интересов (и уроков). Взрослые же активнее практикуют иностранный самыми разными способами: общаются с носителями языка (с помощью специальных сайтов, программ и т.д.), смотрят фильмы, переписываются с друзьями и т.д. И это очень важно, так как возможность практиковать язык вне стен языковой школы не только полезна сама по себе, но и влияет на мотивацию и доставляет удовольствие от того, что можно пользоваться полученными знаниями на практике. Чем чаще вы говорите на языке, тем выше уровень владения языком и больше у вас желание продолжать совершенствоваться.

По факту детям от 5-7 лет может потребоваться буквально несколько лет, чтобы связно заговорить на иностранном языке (если они не находятся в языковой среде). В то же время взрослые способны сами выстраивать предложения и успешно коммуницировать уже через несколько месяцев.

Особенности изучения языков в разных возрастных группах

Возраст не влияет на способность учить иностранные языки, но он влияет на выбор подходящей методики, которой пользуется преподаватель во время занятий или которыми вы можете пользоваться сами, если изучаете иностранный язык самостоятельно.

1. Обучение детей

Среди преподавателей существуют различные точки зрения, во сколько лет ребенку лучше всего начать изучать иностранные языки. Кто-то утверждает, что чем раньше, тем лучше, поэтому желательно начать обучение до трех лет, пока дети еще не научились хорошо говорить на своем родном языке. Другие считают, что занятия иностранном языком лучше начинать, когда ребенок уже уверенно говорит хотя бы на своем языке.

С нашей точки зрения, если ребенок не растет в билингвальной семье и не разговаривает со своими родителями постоянно на двух или более языках, лучше отдать его на занятия (или заниматься с ним самостоятельно), когда он уже умеет уверенно выражать хотя бы самые простые мысли на родном языке.

Как правило, с детьми до 5-6 лет занимаются в игровой форме. Учат слова по карточкам с картинками, поют песни и учат выполнять простые команды (покажи, сядь, встань и т.д.). Те, кто ходят в школу, занимаются по более стандартным схемам, хотя некоторые элементы игры также остаются.

2. Занятия со взрослыми (16–35 лет)

Методика обучения молодых людей значительно отличается от методики, которую применяют на занятиях с маленькими детьми. Говорение, чтение, аудирование и письмо – все четыре вида речевой деятельности должны осваиваться в равной мере. Преимуществом молодых людей становится то, что они могут заниматься самостоятельно и тренировать освоенные навыки.

Обучение иностранным языкам в разных возрастных группахДля того чтобы занятия проходили наиболее эффективно, необходимо не только использовать учебники/самоучители, но и привлекать дополнительный материал. Например, можно разбирать фильмы и сериалы на иностранном языке, песни, которые нравятся студентам, читать комиксы, познакомиться с молодежным сленгом и т.д.

Важно максимально использовать интерактивные материалы. Если вы занимаетесь самостоятельно, зарегистрируйтесь на учебном сайте, где есть доступ к интерактивным заданиям. Изучающим английский язык советуем зайти на lingualeo.com или puzzle-english.com, где представлено много интересных дополнительных материалов и интерактивных заданий на отработку изученного. Изучающим немецкий советуем DeutscheWelle, DeutschLernen.com. Аналогичные сайты есть и для других языков.

3. Занятия со студентами среднего возраста (35–60 лет)

Как правило, в этом возрасте студенты начинают изучать иностранный язык с определенной целью (чаще всего для работы). Цель непосредственно определяет стратегию обучения и, например, на выбор лексических тем – не имеет смысла пополнять лексический запас словами, которые априори будут редко использоваться в дальнейшем. Существуют также специальные учебники по иностранному языку с узкой направленностью: «Бизнес-английский», «Немецкий для юристов», «Медицинский французский » и т.д. Материал в таких учебниках дается сжато и по существу, в основном затрагиваются только те темы, в которых необходимо ориентироваться обучающемуся.

4. Занятия со студентами пожилого возраста (от 60 лет)

На занятиях со студентами пожилого возраста самое главное – снятие страха и неуверенности в себе, в своей возможности учиться новому. Люди даже моложе 60 лет часто говорят, что в силу возраста уже не могут научиться говорить на иностранном языке. На самом деле это не так. Обучение взрослых иностранным языкам
Конечно, их память бывает уже не такой активной, как у молодых людей, но ее можно тренировать, поэтому изученный материал должен постоянно и циклично повторяться.

Как правило, пожилые люди изучают иностранный язык, чтобы уметь разговаривать на бытовые темы, общаться без помощи переводчиков заграницей в аэропорту или гостинице, помогать внукам с выполнением домашнего задания. Для того чтобы достигнуть такого уровня владения языком обычно не нужны глубокие познания грамматики или обширный словарный запас. Важно больше практиковать говорение для снятия языкового барьера, использовать наглядные пособия (например, таблицы). Старайтесь не применять различные инновационные технологии, которые будут выполнять работу вместо вас, – например, переводить целые предложения и пр.

 

Вне зависимости от вашего возраста и от того занимаетесь ли вы самостоятельно или с репетитором, самое главное – чтобы вы всегда были заинтересованы процессом обучения. И совсем неважно, в каком возрасте вы решили овладеть еще одним полезным для вас навыком. Учите иностранные языки, открывайте для себя новые миры, а в них по-новому открывайте себя!

СЕЙЧАС ЧИТАЮТ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *